Пищевое поведение - понятие, описывающее наши пищевые привычки (что, когда и как мы едим) в обыденных ежедневных ситуациях или когда мы стрессованы, нервничаем; наше отношение к еде и приёму пищи, а также действия, которые мы предпринимаем для достижения той фигуры, которая соответствует нашим представлениям об идеале.

О появлении у человека пищевого поведения можно говорить с момента его рождения, с первых же минут его жизни. С этих самых пор оно непрерывно развивается, формируется, меняется под влиянием событий, с которыми сталкивается маленький (а потом - уже вовсе и не маленький, а вполне себе взрослый) человек с течением времени.

Думаю, для всех совершенно очевидно, что пищевое поведение направлено на удовлетворение нашей потребности в получении энергии и различных веществ, необходимых организму для функционирования, обновления клеток и множества других важных процессов. Приём пищи, пищеварение, всасывание из кишечника, клеточный и тканевый обмен - всё это работает на удовлетворение этой самой потребности и называется термином "питание".
Однако тот факт, что мы для поддержания нашей жизни нуждаемся в энергии и питательных веществах, не может объяснить, почему мы настолько отличаемся друг от друга, если речь заходит о привычках и предпочтениях. Почему одни из нас едят два раза в день, а другие - четыре-пять раз в день? Почему одни обожают горький шоколад, а другие его терпеть не могут и вообще не понимают, как его можно есть? Почему одни спокойно съедают среднюю по размеру порцию в столовой по месту учёбы/работы, а другие этой порцией объедаются?

Дело в том, что пищевое поведение не сводится к одному лишь процессу питания. Оно гораздо более сложное и многомерное, и формирование его особенностей, столь различных и индивидуальных у каждого из нас, зависит от огромного множества факторов.

Более того, наше пищевое поведение определяется не только потребностью в энергии и питательных веществах, но и психологическими и социальными потребностями. Савенков в 1985 году составил целый список функций, которые в человеческой жизни может исполнять еда.
Во-первых, это разрядка психоэмоционального напряжения. Кто из нас, будучи уставшим, взвинченным, разозлённым или расстроенным, ни разу не съедал шоколадку, пирожное или целый тортик, дабы в жизни было хоть какое-то утешение?..
Во-вторых, это выступающее как единственная цель чувственное наслаждение. Я, например, люблю чизкейки. О, какие они мягкие и нежные, какие ненавязчиво сладкие и как прекрасно тают во рту за чашечкой горячего капучино с корицей! Если я, только что плотно пообедав, решаю, что способна запихнуть в себя еще и "мааааленький" кусочек заветного тортика, хотя уже чувствую себя наевшейся, значит, я стремлюсь вовсе не обеспечить организм энергией, а получить удовольствие от еды ради самой еды.
В-третьих, еда связана с общением в коллективе. Приходя в гости или на деловые встречи, мы часто едим или хотя бы выпиваем чашечку чая, кофе или же какую-нибудь другую ёмкость чего покрепче. Уж так принято в нашем обществе, особенно - в российском. Не говоря уже о том, что многие семьи, к сожалению, собираются вместе в течение дня только за завтраком и ужином.
В-четвёртых, пища может стоять на службе у потребности в самоутверждении. Это относится к тем обществам, в которых важную роль играют представления о престижности пищи как таковой и о соответствующей ей "солидной" внешности.
В-пятых, еда задействована во многих религиозных, национальных или семейных традициях (приходя в церковь, верующий человек делит вино и хлеб с остальными прихожанами, хотя ему, возможно, совершенно не хочется ни того, ни другого).
Пища может также использоваться в попытке компенсировать неудовлетворенные потребности в общении, любви, родительской заботе.
И, наконец, особо возвышенные люди с помощью пищевых продуктов удовлетворяют свою эстетическую потребность.

Почему я решила поговорить именно о пищевом поведении?.. Потому что такие слова, как "анорексия", "булимия", "ожирение" у всех на слуху, и все в курсе, что это плохо, но вот откуда это всё берётся, знают далеко не все. Первое, что приходит в голову - нужно правильно питаться, здраво оценивать свою комплекцию и внешний вид и не доходить до крайностей. Но стоит чуть больше углубиться в мысли о причинах и следствиях, как становится понятно, что все эти рекомендации касаются того, что лежит на поверхности, и что уж наверняка доступно пониманию и анорексичек, и булимичек, и людей с ожирением. Почему же тогда они не избавляются от своих столь специфических проблем самостоятельно и почему появляются всё новые и новые "жертвы"?

Всё это было своеобразной присказкой, а сказка, как водится, будет впереди. Думаю, пока что я едва ли поведала о чём-то принципиально новом или неожиданном. Мне хочется написать ещё много-много чего, но я догадываюсь, что далеко не все любят читать огромные простыни текста на околонаучные темы. х)
Однако у меня есть важный вопрос: в какую степь должно устремиться моё повествование дальше? О чём вы хотели бы узнать?

Использованная литература